Узоры северных народов


Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне". Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской узоры северных народов и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с узоры северных народов, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов. Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы бурки. Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий. Хантыйские орнаменты красивы — В них все приметы родины моей. Ты больше не найдешь по всей России Таких цветов и сказочных зверей. Узоры на одежде и посуде Красны, как солнце, и белы, как снег, - На них сызмальства глядя, наши люди Узоры северных народов прекрасным не расстанутся навек. Они явились в жизнь узоры северных народов не просто Из-под иглы, и кисти, и резца: Ведь мастера по дереву и кости В них вкладывали души узоры северных народов сердца. Шульгин В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» узоры северных народов «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя — это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров — это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного — это «следы» отпечатки его души. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы. Изображения с сайта «Страна мастеров» - Мастерицы узоры северных народов гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета. Некоторые орнаменты выполнялись узоры северных народов строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет узоры северных народов или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную намерение сообщить информациюмагическую узоры северных народов эстетическую. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру. Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Узоры северных народов из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха. Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из узоры северных народов полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы узоры северных народов с животным или растительным миром, а также с частями тела человека. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Узоры северных народов бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе. Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керем ханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч хантыйский узоркрестиком - севем ханч, квадратная вышивка - руть ханч русский узор. Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра». Мозаичные узоры узоры северных народов не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др. Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем узоры северных народов черно-белом варианте. Например, на сине-красное изображение одного из узоры северных народов - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя. В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только узоры северных народов, когда уже попал в беду. Так узоры северных народов длинная песнь. По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками. Меховая мозаика на женской шубе. Сумат нув «березовая ветка». Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово Меховая мозаика на женской шубе. Хоронгат ханши «рога оленя» Ай лов унгал ханши «рот маленькой лошади». Ху шуп «полмужика» Меховая мозаика на детской шубе. Ох пушах ханши «голова». Ай лов нял ханши «рот маленькой лошади» Усть-Войкары Аппликация на женской демисезонной одежде. Лов нял ханши «лошадиный нос». Усть-Войкары Орнаментальные системы народа Ханты выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием. Изображение с сайта По кн. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХАНТОВ НИЖНЕЙ ОБИ. Узоры северных народов — 1995 Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу - разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения. В конце XIX в. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины. Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной узоры северных народов здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест. Создавая те или иные элементы орнамента, узоры северных народов мотивы, восходящие к узоры северных народов древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира. Неповторимость каждой узоры северных народов запечатлена в традиционном искусстве языком художественных образов и символов орнамента. В неразрывном единстве народного искусства с его миропониманием сокрыта непреходящая значимость каждого, даже самого малого народа, а этническое своеобразие оберегает общечеловеческие, культурные ценности от одноцветной прямолинейности. Сфера интересов - история и культура Сибири и Хакасии.

комментарий:

комментарий
 

Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.